Top.Mail.Ru
Новости

Александр Минаков на форуме «Цифровое образование XXI века»: ИИ как инструмент живой педагогики

Коммуникация как вызов: как технологии влияют на взаимодействие преподавателя и студентаПо материалам дискуссии 22 мая 2025 года в рамках конференции «Цифровое образование XXI века»
22 мая 2025 года в Главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета прошла одна из самых насыщенных и острых дискуссий конференции «Цифровое образование XXI века» — секция «Педагогическая коммуникация в дистанционном образовании». Модератором выступил протоиерей Геннадий Егоров — кандидат психологических наук и директор Института дистанционного образования ПСТГУ. Обсуждение развернулось вокруг внедрения в образовательный процесс больших языковых моделей, речевых ИИ-тренажёров и общего сдвига в природе коммуникации между преподавателями и студентами.

Установка: не потерять суть образования

В своём вступительном слове протоиерей Геннадий Егоров напомнил:
«Сколько бы технологий мы ни внедряли, они остаются посредниками. Как только один из субъектов заменяется машиной — мы имеем дело уже не с образованием».
Эта мысль определила главную рамку обсуждения: технологии не должны вытеснять педагогическое взаимодействие, но могут дополнять его, помогая масштабировать, персонализировать и поддерживать коммуникацию в условиях удалённого и смешанного форматов.

Александр Минаков: от тестов — к диалогам с ИИ

Выступление Александра Минакова, преподавателя МГУТУ и автора курса «Нейросети с 0 до PRO», было посвящено речевым диалоговым тренажёрам — системе, где нейросеть выступает в роли собеседника-симулятора, способного вести содержательный разговор с обучающимся.
«Я считаю, что тесты — это пережиток. Они не дают объективной картины знаний. Диалоговые тренажёры, наоборот, помогают проработать мышление, оценить глубину понимания», — отметил он.
Минаков подчеркнул, что такие тренажёры уже можно запускать на базе ChatGPT и аналогичных систем, однако в России это сопряжено с рядом барьеров:
  • низкая цифровая компетентность преподавателей;
  • правовые риски, связанные с передачей персональных данных за границу;
  • слабость отечественных аналогов.
«Когда педагогам предлагают использовать слабые инструменты, они говорят: “это только мешает”», — с горечью заметил эксперт.
Он также поделился кейсами из практики обучения школьников генерации промптов как способу развивать письменную речь и логическое мышление:
«Промпт — это описание. Это значит: составь задание, задай параметры, подумай. Это работа с языком — а значит и с мышлением».

Светлана Симоненко: оценка под угрозой

Светлана Симоненко (управляющий партнёр Detech, канд. психол. наук) выступила с обоснованной критикой чрезмерной автоматизации оценивания. Она привела примеры, где использование ИИ в процедуре оценки привело к снижению валидности результатов:
«Когда мы заменяем живой анализ на автоматическую обработку — мы теряем глубину. ИИ предлагает щебетание, а не критерии».

Андрей Комиссаров: ИИ — это не отвертка для всех шурупов

Андрей Комиссаров (СберУниверситет, корпорация «Синергия») акцентировал внимание на архитектурных особенностях моделей:
«Генеративные модели по определению галлюцинируют. Это нормально. Это побочный эффект архитектуры. Важно понимать: как и когда использовать».
Он различает два типа ИИ — прозрачные (с фиксированным датасетом) и непрозрачные (большие языковые модели), и настаивает на их ансамблировании, строгом контроле источников и методической работе педагога.

Татьяна Чекалина: трансформация 4К через ИИ

Доцент МПГУ Татьяна Чекалина напомнила о концепции 4К (креативность, критическое мышление, коммуникация, командная работа) и показала, как ИИ вписывается в каждый из этих компонентов:
  • мозговые штурмы: студент + ИИ, преподаватель + ИИ;
  • генерация идей;
  • совместное редактирование текстов;
  • организация peer-to-peer оценивания.
«ИИ не убирает необходимость в преподавателе, он становится партнёром. Но важно: только при грамотной педагогической режиссуре».

Виктория Шитова: ИИ как мотивационный инструмент

Доцент Корпоративного университета Виктория Шитова поделилась рядом методик, где ИИ помогает повысить мотивацию студентов:
  • визуализация знаний (ментальные карты, таймлайны);
  • создание облаков слов;
  • генерация дискуссионных сценариев.

Общие вызовы и выводы

Среди ключевых вызовов, озвученных в дискуссии:
  • необходимость цифровой грамотности преподавателей;
  • нехватка методической базы по работе с ИИ;
  • отсутствие этических стандартов внедрения LLM в обучение;
  • риск подмены образования технологией.
В завершение дискуссии Александр Минаков подчеркнул:
«Если студент получает от преподавателя только слово “принято” — это не образование. Даже минимальная обратная связь важна. ИИ может в этом помочь, но инициатива должна исходить от человека».

Заключение

Дискуссия в рамках форума «Цифровое образование XXI века» показала: технологии уже вошли в класс. Но сохранить суть образования — как общения, сопереживания, интеллектуального развития — возможно только при осознанном и взвешенном использовании ИИ. Это требует усилий, подготовки и, как выразился один из участников, «деколонизации образовательного мышления».
Или, как подытожил модератор секции протоиерей Геннадий Егоров:
«Никакая система не заменит ту магию, которая происходит в момент общения между учителем и учеником».